P 20190315 121837 pP 20190330 174412

Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение  гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы,  лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева.

Святитель Иоанн Златоуст.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТ

Суть любых постов – это, в первую очередь, отказ от различного вида духовного или телесного зла. Постом человек воспитывает и укрепляет свою волю, он является напоминанием о необходимости совершать добрые дела.

Во время прохождения поста необходимо исключить любое зло и гнев, все греховные помыслы, которые находятся в человеке. В этот период нужно очистить свою память от злых воспоминаний, а язык – от сквернословия и лжи. Это очень тяжелая работа, но, если человек любит Бога, он справится с этим, и посту в этом деле уделяется серьезная роль.

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против  тебя,   то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин.


Целью Великого поста является воспитание в себе двух важных качеств христианина – смирения и терпения. Во время подвига прохождения поста чаще всплывают в нашей памяти грехи, совершенные нами в жизни и это помогает нам вспомнить их, раскаятся, и очищенными подойти к празднику Светлого Воскресения Христова. Великий пост считается даром, который преподнес нам Спаситель, и нам, по примеру нашего Господа, надлежит больше уделять времени молитвам и чаще посещать богослужения.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Когда-то, в самом начале истории человечества, Бог запретил первым людям Адаму и Еве вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Это и был первый пост, который должны были пройти люди. Далее, в Ветхом Завете, можно встретить множество описаний того, как важные этапы своей жизни люди предваряли постом.
prorok-moisej Например, пророк Моисей, который получил заповеди Божии на горе Синай, сорок дней соблюдал пост. Также, сорок дней пророк Илия молился Господу, не ел пищу и постился на пути  к горе Божией Хорив. Иудеи, еще со времен Ветхого Завета, соблюдали пост во вторник и четверг каждой недели.
Иисус Христос, во время бесед с учениками, учил их о пользе ограничения в еде, а также говорил им о таинствах поста. Сам Спаситель, после Своего Крещения, сорок дней постился в пустыне и молился, этому примеру стали следовать потом и апостолы. Таким образом, пост стал одним из средств ко спасению и был заложен в основы христианской веры.
Но до того вида, в каком пост дошел до наших дней, он формировался целых две тысячи лет.

Пасхальный пост перед праздником у христиан 2-3 веков обычно проходил ночью перед праздником Воскресения. В конце 3 века он мог быть продолжительностью от 40 часов до нескольких дней. При этом продразумевался полный отказ от принятия еды, подобно тому, как это делал Иисус Христос.

Далее, до 5-го века, встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, это идет речь о посте перед обрядом Крещения, но тогда это таинство совершалось в пасхальную ночь, поэтому есть основания считать, что эти посты могли быть совмещены друг с другом.

Точные данные о 40-дневном пасхальном посте первый раз встречаются в трудах святого Афанасия Великого (373 г). В посланиях святой трактует пост, как аскетические приготовления к празднику Пасхи.

post69-м Апостольским правилом было обозначено о необходимости для христиан соблюдать Великий пост в 40 дней, и к концу 9-го века во всех Церквях это правило начало соблюдаться неукоснительно.  Но в разных местах традиции и правила прохождения поста все же были различными.  Общее было то, что по воскресеньям пост прерывали.
В Риме, например, пост длился 3 недели с перерывами в субботы и воскресенья, а греческие христиане придерживались непрерывного поста в течение 6 недель.
Различия были не только в сроках, но и по качеству продуктов, разрешенных к употреблению.
Где-то не принимали никакую пищу животного происхождения, кому-то разрешалась к употреблению рыба, а кто-то употреблял даже птицу.
Степень строгости прохождения поста — также разная, кто-то в этот период питался только одними сухарями, такие аскетические подвиги встречаются и в настоящее время.

«Великий пост — это время, которое дается нам для очищения грехов, принесения покаяния, прохождения испытаний, в том числе ограничений в пище, питии и развлечениях, но это только средства, направленные на изменение состояния нашей души», — сказал патриарх Кирилл в своей проповеди в Прощеное воскресенье накануне начала поста.

«Если в течение поста мы не меняемся к лучшему, то напрасно мы трудились, молились и постились. Это не означает, что, не чувствуя результата, мы должны прекратить поститься, но не чувствуя результата, мы должны понимать, что что-то неправильное происходит в нашей жизни», — отметил патриарх

PatrKirillPost